Оформить заказ
Скачать договор
Разделы сайта Обратная связь

Последние статьи
Опрос посетителей сайта
Внимателен ли к Вам научный руководитель ?
Да, он всегда готов помочь мне в решении любых вопросов
Он почти всегда помогает мне, внимательно рассматривает представленные мною материалы
Он довольно часто помогает мне на словах, но не вникает в результаты проделанной мной работы
Он иногда помогает мне с решением формальных вопросов
Нет, он почти не интересуется моими делами
Результаты

Как сберечь нервы при написании диссертации (Ч. 1)

Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются. И хотя в последнее время появляется немало заявлений о том, что данное утверждение не вполне соответствует действительности, все же следует признать: все болезни от нервов. За редкими, как всегда, исключениями. Поэтому нервы надо беречь.

Сказанное в полной мере относится и к аспирантам, пишущим диссертации.

И нет никакой разницы, в какой области науки Вы трудитесь: написать диссертацию по экономике с точки зрения траты нервов так же трудно, как и диссертацию по теологии. Причин тому много, начиная с недостаточного уровня Вашей собственной подготовки (что абсолютно нормально, ведь в аспирантуру приходят не академики) до всяких внешних причин, о которых мы вели речь ранее и будем писать еще.

В самых общих чертах «нервотрепочные» проблемы у человека, решившего написать диссертацию, заключаются в следующем.  Он неправильно выбирает технологию исполнения труда. Этому способствуют зачастую невнимательное отношение научного руководителя и нечеткое понимание того, что же, собственно говоря, он делает.

В принципе, любая диссертация, кандидатская или докторская - неважно, это очень логичные внутренне продукты. Разница в отрасли знания здесь значения не имеет. Чтобы написать диссертацию, например, по болтологии - есть такая наука о болтах - нужно доказать следующее. Первое – выбранная тема актуальна, т.е. представляет интерес для науки и общества, обещая дать последнему какой-нибудь значимый эффект. А то кто-то захочет себе или другому заказать диссертацию или исследование на тему о том, сколько волосьев было на коленке у Ивана Грозного и каков был экономический эффект этого. Или психологические последствия. А что, ведь интересно, три, четыре, или может десяток и как это сказывалось на бедном Иване? Не от того ли он стал Грозным?

Все это конечно весело и забавно, но следует помнить, что темы схоластического характера, вроде той, которой посвящались средневековые диспуты – сколько чертей может уместиться на кончике булавочной иглы – ВАКом приняты не будут. Даже если это будет диссертация на заказ от тех самых монахов. Повторимся, актуальность должна быть реальной и очевидной, и ее надо будет обосновать – во введении к работе.

Но если с актуальностью еще можно повременить – ведь определяющие вам тему диссертации по психологии, например, дяди и тети с психологической кафедры люди серьезные, то вот со вторым разделом, а именно со степенью изученности (проработанности) проблемы, шутить не стоит. Почему? Дело в том, что диссертация строится по дедуктивному методу, прямо как у Шерлока Холмса. От общего – к частному. Доказали, что тема актуальна – отлично. Но есть одно маленькое «но». Актуальна то актуальна, но может быть Вас опередили и кто-то уже об этом написал, выполняя диссертацию на заказ для своей обожаемой кафедры. И вы, уважаемый аспирант, ломитесь в открытую дверь и упорно хотите открыть Америку.

И вот ведь что неприятно: если вы эту часть диссертации по педагогике или по любой другой науке, которой вы занимаетесь, не проработаете должным образом, то рискуете нарваться на обвинение в плагиате или вопрос в ВАКе после защиты о вашей несостоятельности как исследователя, потому что Вы не сделали необходимого и очевидного, причем на самом первом этапе. Кстати, не следует думать, что это простой вид работ: диссертации на такую же точно тему может и не быть, а вот в рамках вашей тематики их может быть очень даже много, причем защищенных сравнительно недавно.

Следовательно, с научной новизной будут проблемы. А кроме того, могут быть и докторские диссертации по интересующей вас проблематике, только более общего характера, куда ваша тема «ложится» в качестве частной проблемы. Например, пишете вы диссертацию по экономике – что-нибудь о кластерах в электронной промышленности России, и диссертаций таких нет. Как, впрочем, и электронной промышленности. И все  чудненько, но. Но кто-то уже успел отметиться в докторской диссертации по экономике, допустим, о концептуальных подходах к инновационным вариантам модернизации посредством кластеризации относительно вашей темы. И все, тему надо корректировать. Иначе будете доказывать, что не  стащили идеи у мудрого доктора наук, т.е. не являетесь банальным воришкой. Хорошо еще, что пока за воровство идей не привлекают в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации.

А ведь есть еще монографии (книги), статьи в научных журналах и статьи в электронных изданиях. Так что шутки в сторону, реально писать диссертацию надо начиная с выяснения степени проработанности вашей темы во всех остальных источниках информации. Тогда гарантия того, что вы, подобно «Титанику», не натолкнетесь на айсберг из работ по родственной тематике и не пойдете ко дну во время обучения в аспирантуре, велика.

И, кстати говоря, хорошая проработка степени изученности позволит вам сразу же решить еще одну очень важную проблему. Но об этом – во второй части нашего повествования.

Так что если ваш научный руководитель говорит вам: «пишите, пишите, там посмотрим» – то знайте, что именно нужно писать. Не первую главу, не «теорию вопроса», не «что-нибудь», а именно насколько проработана ваша проблема другими. До вас. Всюду. Во всех основных источниках научной информации.

Смотрите также
2009 - 2017 © USovet.ru
Создание и разработка сайта: ООО “АртВебМедиа”
Яндекс.Метрика